Отметим основные достоинства и недостатки автоматической трансмиссии. Начнем, пожалуй, с минусов. Их немного. Во-первых, чуть меньший, чем у «механики», КПД, связанный со сложностью конструкции и наличием гидротрансформатора. Отсюда чуть больший расход топлива. Лично мое мнение: абсолютное большинство водителей даже не задумываются над этой «проблемой». Во-вторых, чуть худшая динамика авто. С учетом конструктивных особенностей современных «автоматов» это положение и вовсе может оказаться спорным. Наконец, в-третьих, эксплуатационные проблемы, связанные с невозможностью пуска автомобиля никаким иным способом, кроме стартера, а также трудностями буксировки. Насколько они значимы, каждый решает сам для себя.
Как показывает практика, все эти недостатки с лихвой окупаются комфортом, который дарит управление автомобилем с АКП. Особенно в условиях сегодняшнего городского движения. Учитывая, что ресурс «автомата» сегодня иной раз даже превышает ресурс «механики», можно смело сказать – мода на «автоматы» пройдет еще не скоро. По крайней мере, в нашей стране точно!..
Подведём итог:
По сравнению с ручной коробкой передач,
автоматическая трансмиссия имеет следующие неоспоримые преимущества:
- увеличивает комфортность вождения автомобиля за счет освобождения водителя от контрольных функций;
- автоматически и плавно производит переключения, согласовывая нагрузку двигателя, скорость его движения, степень нажатия на педаль газа:
- предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от перегрузок;
- допускает и ручное, и автоматическое переключение скоростей.
Имеются 4 вида испытаний, которые могут быть проведены при поиске и устранении неисправностей автоматической коробки передач, причем каждое испытание преследует свою цель. Для быстрого и надежного решения проблемы поиска и устранения неисправности, необходимо иметь четкое понимание целей каждого испытания.
ИСПЫТАНИЕ ПО ЧИСЛУ ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ НЕПОДВИЖНОГО АВТОМОБИЛЯ
Это испытание проводится для проверки общих характеристик двигателя и коробки передач /муфт, тормозов планетарного редуктора/. Оно проводится на автомобиле, который не может двигаться, путем измерения оборотов двигателя при переключении на диапазон
«D» или
«R» и при полном нажатии на педаль акселератора.
Внимание:
Проводите это испытание при нормальной рабочей температуре жидкости (50 - 80°С).
Не проводите это испытание в течении более 5 секунд непрерывно. Для гарантии безопасности проводите это испытание на большойсвободной и ровной площадке, обеспечивающей хорошее сцепление.
Испытания на неподвижном автомобиле всегда должны проводится с напарником. Один должен наблюдать за колесами и колесными клиньями снаружи автомобиля, тогда как другой проводит испытание, и в случае, если колеса начали вращаться или колесные клинья начали отходить, напарник, находящийся снаружи, должен немедленно сигнализировать об этом другому.
Проверка числа оборотов двигателя неподвижного автомобиля
• Заблокируйте клиньями передние и задние колеса.
• Полностью затяните стояночный тормоз.
• Левой ногой сильно нажмите тормозную педаль и держите ее нажатой.
• Запустите двигатель.
• Включите диапазон
«D». Нажмите педаль акселератора до упора правой ногой. Быстро снимите показания числа оборотов двигателя.
• Проведите аналогичные испытания в диапазоне
«R».
Число оборотов двигателя неподвижного автомобиля для всех фирм и марок машин разное и разница в общем то незначительная.
1. Тойота (переднеприводные) ------------------- 2100 – 2400 ± 150 оборотов дв.
2. Тойота (заднеприводные) ---------------------- 2200 – 2500 ± 150 оборотов дв.
3. Ниссан (переднеприводные) ------------------- 2200 – 2400 ± 200 оборотов дв.
4. Ниссан (заднеприводные) ---------------------- 2300 – 2500 ± 150 оборотов дв.
5. Мицубиси (переднеприводные) --------------- 2100 – 2300 ± 200 оборотов дв.
6. Мицубиси (заднеприводные) ------------------ 2200 – 2400 ± 150 оборотов дв.
7. Мазда (переднеприводные) -------------------- 2300 – 2400 ± 200 оборотов дв.
8. Мазда (заднеприводные) ----------------------- 2200 – 2300 ± 150 оборотов дв.
9. Хонда (переднеприводные) -------------------- 2400 – 2600 ± 100 оборотов дв.
10. Субару (переднеприводные) ----------------- 2000 – 2100 ± 150 оборотов дв.
11. Субару (заднеприводные) -------------------- 2200 – 2400 ± 200 оборотов дв.
Оценка испытаний оборотов двигателя
1. Если число оборотов двигателя одинаковое при включении обоих диапазонов без вращения задних колес, но ниже указанной величины, то:
• может быть недостаточная мощность двигателя.
• может быть неправильно работает муфта свободного хода реактора (неисправность в гидротрансформаторе).
2. Если число оборотов двигателя при включенном диапазоне
«D» выше указанной величины то:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может пробуксовывать муфта переднего хода.
• возможна неправильная работа муфты свободного хода, или муфты повышающей передачи.
3. Если число оборотов двигателя при включенном диапазоне
«R» выше указанной величины, то:
• может быть слишком низким давление в магистрали.
• может пробуксовывать муфта прямого включения.
• возможна пробуксовка тормоза первой передачи и заднего хода.
4. Если число оборотов двигателя при включении обоих диапазонов
«R» и
«D» выше указанной величины, то:
• может быть слишком низким давление в магистрали.
• может быть неправильным уровень жидкости.
• возможно неисправен гидротрансформатор.
ИСПЫТАНИЕ НА ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ
При проведении этого испытания измеряется время, которое проходит с момента переключения из диапазона
«N» на диапазон
«D» или
«R» до момента, когда ощутится удар, вызванный переключением. Оно проводится для проверки износа накладок муфт, накладок тормозов, работы гидравлической системы и т.д.
Внимание!
• Проводите испытания при нормальной рабочей температуре жидкости 50 - 80°С.
• Обеспечьте интервал между испытаниями в одну минуту.
• Проведите три измерения и рассчитайте среднее значение.
Измерение задержки по времени.
1. Полностью затяните ручной тормоз.
2. Запустите двигатель и проверьте число оборотов холостого хода.
(Для всех марок автомобилей это число индивидуальное и колеблется в пределах 750 - 900 об\мин).
3. Переместите рычаг переключения из положения
«N» в положение
«D». С помощью секундомера измерьте время с момента переключения рычага до ощущения удара. Нормальная задержка по времени должна быть менее 1,2 секунды.
4. Таким же образом измерьте задержку по времени при переключении с диапазона
«N» на диапазон
«R». Нормальная задержка по времени должна быть менее 1,5 секунды.
Оценка испытания по времени
1. Если задержка по времени при переключении с
«N» на
«D» больше указанной величины:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может быть изношена муфта переднего хода. возможно неправильно работает муфта свободного хода повышающей передачи ОД.
2. Если задержка по времени при переключении с
«N» на
«R» больше указанной величины:
• может быть слишком низкое давление в магистрали.
• может быть изношена муфта прямого включения.
• может быть изношен тормоз 1 -он передачи и заднего хода.
• возможно неправильно работает муфта свободного хода повышающей передачи ОД.
ИСПЫТАНИЕ ДАВЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ
При проведении этого испытания измеряется давление после центробежного регулятора при данной скорости автомобиля и давление в магистрали при данном числе оборотов двигателя. Оно проводится для проверки работы каждого золотника в гидравлической системе управления, а также для проверки утечек жидкости и т.д.
Давление в магистрали в диапазоне
«D» на холостом ходу составляет от
3,7 до 4,3 кг\см2.
Давление в магистрали в диапазоне
«D» при числе оборотов двигателя неподвижного автомобиля
(2100 - 2600 об\мин) составляет от
9,2 до 10,7 кг\см2.
В диапазоне
«R» на холостом ходу составляет от
5,4 до 7,2 кг\см2.
В диапазоне
«R» при числе оборотов двигателя неподвижного автомобиля (2100 - 2600 об\мин) составляет от
14,4 до 16,8 кг\см2.
ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Эти испытания проводятся, когда автомобиль находится в движении и коробка передач переключается на повышенные и пониженные передачи, для проверки, соответствуют ли точки переключения стандартным величинам, а также для проверки на удары, буксование, ненормальные шумы и т.д.
Внимание!
Проводите испытания при нормальной рабочей температуре жидкости 50 - 80°С.
Испытания в диапазоне «D».
Включите диапазон
«D» и удерживайте педаль акселератора полностью нажатой.
Проверьте следующее:
1. Должно произойти переключение передач
с 1 на 2, со 2 на 3 и с 3 на ПП (повышающую передачу) и моменты переключения должны соответствовать числу оборотов двигателя и скорости автомобиля.
Оценка
а\. Если нет переключения с
1 -и на 2-ю:
• Может быть неисправным центробежный регулятор.
• Может заедать золотник клапана переключения с
1 -и на 2-ю передачу.
б\. Если нет переключения со
2-й на 3-ю передачу:
• Может заедать золотник клапана переключения со
2-й на 3-ю передачу.
в\. Если нет переключения с 3-й на ПП:
• Может заедать золотник клапана переключения с 3-й на ПП передачу.
• Может быть неисправным клапан с электромагнитным управлением ПП.
г\. Если точки переключения не соответствуют приведенным на таблице:
• Может быть разрегулирован трос кулачка дроссельного клапана на кронштейне карбюратора.
• Могут заедать в своих гнездах дроссельный клапан, клапан переключения 1-2 передач, клапан переключения 2-3 передач, клапан переключения 3-4 передач, а также вспомогательные клапана.
2. Также проверьте на удары и буксование при переключении 1 - 2, 2-3,3 -ПП.
Оценка
Если имеет место чрезмерный удар, то:
• Может быть слишком высоким давление в магистрали.
• Может быть неисправным аккумулятор ( поршень в корпусе автомата).
• Может заедать запорный шарик.
3. Проверьте механизм блокировки.
а\. Двигайтесь с включенным диапазоном
«D», на повышающей передаче, с устойчивой скоростью (блокировка включена) около 70 км\час.
б\. Слегка нажмите на педаль акселератора и проверьте не меняются ли резко обороты двигателя. Если имеет место большой скачок оборотов двигателя, блокировки нет.
Испытание в диапазоне «2».
Включите рычаг переключении на диапазон «2» и, двигаясь при полностью нажатой педали акселератора, проверьте следующее:
1. Убедитесь что есть переключение с 1-й на 2-ю передачу и что момент переключения соответствует тому числу показанному в таблице автоматического переключения.
2. При движении с включенным диапазоном «2» (2-я передача) отпустите педаль акселератора и проверьте, происходит ли торможение двигателем.
Оценка
Если нет торможения двигателем:
• Может быть неисправным тормоз 2-й передачи при торможении двигателем.
• Может заедать золотник клапана 2-й передачи.
3. Проверьте на наличие ненормального шума при ускорении и замедлении и ударов при переключении на повышенные и пониженные передачи.
Испытание в диапазоне «L».
1. При движении с включенным диапазоном «L» убедитесь в невозможнос*ти переключения на 2-ю передачу.
2. При движении с включенным диапазоном «L» отпустите педаль акселе*ратора и проверьте торможение двигателем.
Оценка
Если нет торможения двигателем:
• Может быть неисправным тормоз 1 -и передачи и заднего хода.
3. Проверьте на наличие ненормального шума в процессе разгона и замедления.
Испытание в диапазоне «R».
Включите диапазон «R» и, трогаясь при полностью нажатой педали акселератора, проверьте наличие буксования.
Испытание в диапазоне «Р».
Остановите автомобиль на уклоне (более 5°) и после переключения на диапазон «Р» отпустите стояночный тормоз. Убедитесь, что собачка защелки ручного тормоза удерживает автомобиль на месте.
3-ступенчатая автоматическая трансмиссия
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Нормальный режим движения
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Запустить двигатель (cм. рисунок). Рычаг должен находиться в положении
Р
или
N.
2. Удерживая ногой педаль тормоза, переведите рычаг в положение
D. В положении
D
происходит автоматический выбор наиболее подходящей передачи для условий
движения, например для нормального горизонтального движения, для движения на
подъеме, при буксировке и т.д.
Предупреждение
При включении передачи запрещается нажимать на педаль дроссельной заслонки.
3. Отпустите ручной тормоз и педаль тормоза. Медленно нажмите на педаль дроссельной заслонки, плавно троньтесь с места.
Торможение двигателем
Для торможения двигателем трансмиссия переключается на пониженную передачу следующим образом.
Если скорость автомобиля ниже предельно допустимой для второй передачи, то переведите рычаг в положение
«2». Трансмиссия переключится на вторую передачу.
Если скорость автомобиля ниже предельно допустимой для положения
«L», то переведите рычаг в положение
«L». Трансмиссия переключится на первую передачу и тормозящий эффект возрастет.
Предельно допустимые скорости
В положении "2" 109 км/ч
В положении "L" 63 км/ч
Предупреждение
При переключении на пониженную передачу на скользкой дороге будьте предельно осторожны. Резкое переключение приведет к заносу автомобиля или к пробуксовке колес.
Не перегружайте двигатель. Следите за тахометром, не допускайте, чтобы обороты двигателя были в красной зоне. Выше приведены значения предельной скорости для каждого положения рычага.
Не допускайте длительного движения на подъеме в положениях рычага
«2» или
«L», в противном случае трансмиссия выйдет из строя из-за перегрева. При буксировке или для преодоления подъема переводите рычаг в положение
«D».
Движение задним ходом
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Полностью остановите автомобиль.
2. Нажав на педаль тормоза, переместите рычаг в положение
«R».
Запрещается переводить рычаг в положение «R» во время движения автомобиля.
Парковка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Полностью остановите автомобиль.
2. Вытяните рычаг ручного тормоза до отказа и поставьте автомобиль на ручной
тормоз.
3. Нажав на педаль тормоза, переместите рычаг в положение
«Р».
Предупреждение
Категорически запрещается перемещать рычаг в положение
«Р» во время движения
автомобиля. В противном случае возможны серьезные поломки и потеря
управляемости автомобилем.
Советы по вождению
Всегда на работающем двигателе держите ногу на педали тормоза, что предотвратит
медленное движение автомобиля.
Не старайтесь удержать автомобиль на подъеме легким нажатием на педаль
дроссельной заслонки, так как возможен перегрев трансмиссии. Пользуйтесь ножным и
ручным тормозами.
Обороты холостого хода с АТ - 750 об/мин.